УслугиО компанииРегламент работыКлиентыЕще услуги для бизнесаВопрос-ответ
28.11.18

Стимулирующие лотереи

ФЗ-416 запрещает проведение Стимулирующих лотерей. В то же время, указанный закон изымает из правового поля само понятие «стимулирующая лотерея». В связи с чем, на данный момент наблюдается правовая коллизия: стимулирующие лотереи запрещены, но что такое стимулирующая лотерея, закон не определяет. Если пользоваться определением, которое применялось ранее, в недействующей редакции Закона о лотереях, то это мероприятия, в которых победитель определяется случайным образом и призовой фонд формируется за счёт средств организатора. Таким образом, проведение подобных акций признаётся юристами достаточно опасным (так как ещё свежи в головах чиновников воспоминания о стимулирующих лотереях). Это такие Акции, как:

· Выбор победителей через лототрон, генераторы случайных чисел, «бочонки или карточки из мешка» и любые иные подобные формы.

· Использование билетов со скретч-слоем, под которым спрятано название приза, или когда выигрышные коды прячутся под крышкой, в упаковке продукции. Опасно использовать скретч-слой именно в том случае, если скрытая надпись позволяет определить победителя. Безопасно использовать скрытые надписи в таких случаях: покупатель находит скрытый код на упаковке, регистрирует на сайте, а сайт ведёт отсчёт и приз вручается каждому 1000-му участнику.

Не является лотерейной механикой: выбор победителя с использованием формулы (например, количество участников делится на количество призов) или когда приз вручается по принципу «каждый N-ный» (каждому 100-му, 1000-му и т.п.), а также, если все участники получают призы одинакового вида (если же под скретч-слоем призы разного вида: кому-то брелок, кому-то путешествие, это уже лотерейная механика).

Акции с лотерейной механикой очень похожи на обычные (платные) лотереи. Проведение лотерей находится под монополией государства, только оно вправе объявлять и проводить лотереи. Проведение лотереи без решения Правительства Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей (ст. 14.27 КоАП РФ).

Организаторам Акций следует как можно дальше уходить от лотерейных терминов и понятий, а также механик. В частности, следует знать и исключать из своей практики следующие понятия:

· Лотерея – игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.

· Розыгрыш призового фонда – это процедура, которая проводится оператором лотереи с использованием лотерейного оборудования и основана на принципе определения случайным образом выигрышей, подлежащих выплате, передаче или предоставлению выигравшим участникам лотереи в соответствии с условиями проведения лотереи.

· Бестиражная лотерея - лотерея, в которой информация, позволяющая определить выигрыши, закладывается в лотерейные билеты, электронные лотерейные билеты на стадии их изготовления (создания). При проведении бестиражной лотереи участник лотереи непосредственно после внесения платы за участие в лотерее, получения лотерейного билета, электронного лотерейного билета и выявления нанесенных на лотерейный билет скрытых надписей, рисунков, чисел или символов узнает о наличии и размере выигрыша или о его отсутствии.

В то же время, основным признаком лотереи является получение платы за участие в ней (приобретение лотерейного билета). В добросовестных Акциях плата за участие в Акции не берется с Участников ни прямо (билеты не продаются), ни в скрытом виде (цена на акционный товар не завышается, Организатор на смс-сообщения не зарабатывает). В связи с чем, использование лотерейных (случайных) способов выбора победителей (Лотерейная механика) в добросовестной Акции, по мнению наших юристов, является законным. Прекращая проведение Стимулирующих лотерей, законодатель использован неудачную формулировку «запретить», которая и создаёт правовую коллизию.

В частности, Минэкономразвития РФ в своём Письме от 7 апреля 2014 года № Д09и-451 «О проведении стимулирующих мероприятий» подтверждает безопасность рекламных розыгрышей:

...О проведении стимулирующих мероприятий

В соответствии с письмами ФНС России Департамент государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России рассмотрел обращения организаций и граждан по вопросу проведения стимулирующих мероприятий и сообщает.

Согласно статье 1063 Гражданского кодекса Российской Федерации лотереи отнесены к основанным на риске играм. Между тем процедура проведения стимулирующей лотереи не связана с внесением платы и не имеет в себе рисковой составляющей.

Таким образом, участники не несут имущественных рисков, связанных с участием в такой лотерее.

Кроме того, призовой фонд стимулирующей лотереи формируется исключительно за счет средств организатора лотереи, что не соответствует определению понятия "лотерея" в Федеральном законе от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях".

Отношения между организаторами лотерей и участниками игр основаны на договоре, предметом которого являются права и обязанности сторон по поводу участия в розыгрыше, включая условия о сроке проведения игр и порядке определения выигрыша и его размере.

Участие в стимулирующей лотерее, напротив, является следствием приобретения у организатора стимулирующей лотереи определенных товаров или услуг (т.е. заключения договоров купли-продажи или оказания услуг).

В этой связи, по мнению Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России, нормативное правовое регулирование указанных правовых отношений было правомерно исключено из содержания Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях".

Полагаем, что проведение подобных рекламных акций (кампаний) должно быть предметом нормативного правового регулирования Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе"
...

В то же время, Минэкономразвития не является уполномоченным органом, контролирующим проведение лотерей. Такими органами являются Минфин и Федеральная налоговая служба. Только появления разъяснений этих служб либо положительной судебной практики сделает лотерейные механики окончательно безопасными. До этого момента рекомендуем использовать более безопасные механики выбора победителей: формула, каждый N-ный и т.п.

Москва, ул. Ильинка, дом 4 (Гостиный Двор), под. 1, 3-й этаж,
law@rusloterei.ru, ICQ 618538507, Viber, WhatsApp 8-925-518-59-43  

© 2007-2017 «Деловой город (юриспруденция)»

Rambler's Top100