УслугиО компанииРегламент работыКлиентыНаша книгаВопрос-ответ
21.05.19

Правовые обязанности Организатора Акции

Организатор Акции – это компания, которая указана в правилах мероприятия (наименование, адрес, реквизиты). Именно к этой компании будут обращены все претензии контролирующих органов либо недовольных участников Акции. По сути, эта компания выступает громоотводом или медиатором (если говорить юридическим языком), задача её – разрешать возможные конфликтные ситуации.

В настоящий момент нет специального закона, регламентирующего порядок проведения стимулирующих акций в России, однако есть ряд положений в различных отраслях права, руководствоваться которыми всё-таки следует.

Итак, какие правовые обязанности возникают у организатора рекламной акции?

Вручить призы

Организатор даёт публичное обещание вручить награды лицам, которые будут объявлены победителями акции. Соответственно, те участники, которые нашли свои фамилии или выигрышные номера в списке победителей (или выполнили все действия, установленные Правилами, если победитель не выбирается жюри, а определяется в зависимости от объективных показателей), имеют право требовать полагающийся им приз. И это главная обязанность компании, проводящей Акцию.

Ответственность за нарушение. В случае если Победитель Акции не получит свой Приз, он вправе обратиться в суд и обязать Организатора вручить причитающийся ему Приз. Срок исковой давности – три года.

Обязанности налогового агента

В случае если стоимость награды превышает сумму 4000 рублей, Организатору необходимо выполнить обязанности налогового агента.

Подробнее об обязанностях налогового агента и ответственности смотрите в п. 5.5.

Обязанности Оператора персональных данных

Правила Акции

Закон не устанавливает специальных требований к правилам Акции, не устанавливает их форму, содержание, перечень пунктов. Каждый Организатор вправе разработать правила в том виде, который наиболее удобен для него. Это может быть многостраничный юридический документ, содержащий не только условия Акции, но и ряд правовой информации, а может быть и небольшое объявление на сайте или пост в социальной сети.

Правила обязательны в двух случаях:

1) Проведение Стимулирующего мероприятия (это Акция, связанная с необходимостью покупки товара и носит соревновательный характер: конкурс, игра, иное подобное мероприятие). Статья 9 Закона о рекламе устанавливает обязанность при рекламе таких мероприятий указывать источник информации о его правилах. Соответственно, правила должны существовать, и в таких правилах должно быть указано: количество выигрышей, срок, место и порядок их выдачи.

Ответственность за нарушение: Применяется общая ответственность за любые нарушения законодательства о рекламе, установленная ст. 14.3 КоАП РФ:

2) Проведение публичного Конкурса. В соответствии с п. 3 ст. 1057 ГК РФ, объявление (а Правила, по своей сути, и есть такое объявление) должно содержать следующие условия:

· существо задания,

· критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений,

· место, срок и порядок их представления,

· размер и форму награды,

· а также порядок и сроки объявления результатов конкурса.

Ответственность за нарушение: ответственность за нарушение п. 3 ст. 1057 ГК РФ не установлена.

В остальных случаях правила не обязательны, так как их наличие законом не требуется. В то же время, есть случаи, когда Правила крайне желательны. Это такие случаи, как:

1. Если в Акции разыгрываются более-менее крупные призы. Когда возникнет спорная ситуация и Участник пойдёт в суд, то правила будут помогать организатору в разборе конфликта.

2. Также правила пригодятся, если Организатор выполняет обязанности налогового агента по призам стоимостью выше 4000 рублей. Для налоговой инспекции необходимо будет обосновать выдачу выигрышей, правила помогут.

3. Правила важны для компании, которая ведёт качественный бухгалтерский и налоговый учёт. Проведение рекламных Акций связано с оформлением определённого пакета документации: акты, приказы, протоколы, в том числе, и правила. И здесь уже не важно, что разыгрывается: автомобиль среди покупателей или коробка конфет среди подписчиков группы ВКонтакте. Бухгалтерия не имеет право списать эти расходы без подтверждающих документов. В этом случае правила нужны.

4. Также правила необходимо составлять, если идёт сбор персональных данных для дальнейших sms или e-mail рассылок или Организатору важны результаты Акции (например, предложенный в конкурсе дизайн футболок будет выпущен в оборот). Правила помогут легализовать базу данных и защитить права организатора на произведения, полученные по результатам Акции.

Публикация правил Акции

Согласно ст. 9 Закона о рекламе рекламное объявление о проведении Стимулирующего мероприятия должно содержать источник информации о правилах его проведения. Соответственно, Организатор мероприятия обязан позаботиться о том, чтобы правила были размещены в удобном месте. Чаще всего правила размещаются в интернете, на Промосайте. Ранее правила публиковали в печати. При проведении Акций в магазинах правила размещают в самом месте совершении покупок. Организатор может выбрать любой, удобный ему способ. Отсутствие правил в Стимулирующих мероприятиях может повлечь ответственность за нарушения законодательства о рекламе, установленную ст. 14.3 КоАП РФ: штраф на граждан в размере от 2000 до 2500 рублей; на должностных лиц (руководитель компании или ИП) - от 4000 до 20 000 рублей; на юридических лиц - от 100 000 до 500 000 рублей. Здесь важно понимать, что наказание может быть наложено на только за ненадлежащую рекламу Стимулирующего мероприятия (например, в рекламе указан источник информации, но правила там не размещены), а не за факт отсутствия правил. Наказываются лица, причастные к размещению рекламы (рекламодатель, рекламоизготовитель, рекламорапространитель).

В отношении творческих Конкурсов есть особое ограничение: п. 3 ст. 1057 ГК РФ определяет, что объявление (по сути, Правила – это и есть объявление) о проведении открытого публичного конкурса размещается в средствах массовой информации (далее – СМИ). Статус СМИ присваивает Роскомнадзор, выдавая соответствующее свидетельство. Если прямо следовать букве закона, то правила Конкурсов следует размещать только в тех источниках, которые имеют статус СМИ (это могут быть как печатные СМИ, так и сетевые издания – сайты, получившие статус СМИ). Добросовестным Организаторам Конкурсов следует озаботиться поиском такого доступного СМИ, на котором можно было бы официально опубликовать правила (пример – сайт didri.ru), либо заранее зарегистрировать промосайт в качестве СМИ (процедура достаточно проста, занимает около 45-ти дней). В то же время, если правила Конкурса будут размещены на обычном сайте, не имеющем статуса СМИ, это будет незначительным проступком. За указанное нарушение какая-либо ответственность не установлена.

Добросовестная реклама Акции

Закон о рекламе устанавливает ряд требований, которые необходимо знать Организатору Акции:

1) Реклама должна быть достоверной. Рекламное объявление об Акции должно соответствовать порядку проведения Акции.

2) Статья 9 Закона о рекламе устанавливает специальные требования к рекламе Стимулирующих мероприятий, которые хорошо было бы соблюдать при рекламе любых Акций, а именно: в рекламе, содержащей сведения о проведении Стимулирующего мероприятия, должны быть указаны:

· сроки проведения такого мероприятия;

· источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

При этом, согласно практики применения, недостаточно в рекламном объявлении указать слова «подробности смотрите на таком-то сайте», важно привести всю фразу полностью. Пример:

«ФАС РФ обвинила ООО «ПепсиКо Холдингс» в ненадлежащей рекламе сока «Тропиканка» поскольку в ней нарушены требования части 2 статья 9 Закона "О рекламе", а именно, в рекламе не указан источник информации об организаторе такого мероприятиях, о правилах его проведения, а также о сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей:

В рекламе сообщалось: "Пей «Тропикана», участвуй в акции и выиграй путешествие во Флориду или сумку для путешествий. Заставка для мобильного каждому участнику!». В нижней части плаката маленьким шрифтом указано: «*Сотри защитный слой, с 15.01.09 до 30.04.09 (по московскому времени) отправляй SMS с кодом на номер 5767 или вводи код на сайте www.tropicana.ru и ты сможешь получить гарантированные призы. Акция проводится с 15.01.2009 до 30.05.2009 на территории РФ. Стоимость СМС - не более 3 руб (с НДС), все подробности на www.tropicana.ru»»

Таким образом, ФАС РФ признаёт недостаточным указание источника информации о мероприятии (в рассматриваемом случае рекламодатель ограничился словами: «все подробности на» и дал ссылку на сайт).»

Получается, что, по мнению ФАС РФ, в целях исполнения ч.2 ст. 9 Закона о рекламе необходимо указывать, о чем же конкретно информирует данный источник[1].

Как выполнить это требование? Полностью переписать текст из
ст. 9 Закона о рекламе. Фраза должна звучать примерно так: «источник информации об организаторе, о правилах проведения, количестве призов, сроках, месте и порядке их получения: сайт …». При этом, указанная информация должна быть выполнена читаемым (не очень мелким или незаметным) шрифтом.

Пример:

«УФАС России в Хабаровском крае оштрафовало ООО "АромаЛюкс" за ненадлежащую рекламу сети магазинов косметики и парфюмерии "Рив Гош". Предприятие торговли предстоит выплатить в пользу государства 100 тысяч рублей, сообщили ИА AmurMedia в пресс-службе краевого УФАС.

Рекламная информация, размещенная на баннерах и транслируемая на телевидении, содержала в себе заманчивые предложения для потребителей. В частности, наружная реклама на пересечении улицы Шеронова и Амурского бульвара обещала "5 вкусных путешествий в Европу" и "500000 удивительных призов". Однако существенные условия акции выполнены шрифтом 2,9 см и фактически не читаемы даже при максимальном приближении к рекламоносителю.

Также в телевизионном рекламном ролике сети магазинов содержится информация о 50 % скидках. Однако информация о возможности и условиях получения скидки выполнена мелким шрифтом и транслируется слишком короткое время, что не позволяет потребителю ее воспринимать.»[2]

Как уже было указано выше, ответственность за ненадлежащее рекламирование несёт то лицо, которое непосредственно заказывает рекламу или участвует в её изготовлении/размещении. Если Организатор Акции непосредственно в процессе рекламирования не участвует, он ответственности не несёт.

Проведение розыгрыша

Организатор обязан разыграть объявленные призы. Это следует из общих положений о гражданских обязательствах, а также прямо указано в ст. 1055 ГК РФ. Лицо, публично объявившее о выплате награды, обязано это сделать. Участники, претендующие на призы, вправе в течение 3-х лет после окончания Акции предъявить претензию к Организатору и взыскать неполученные призы.

Закон не устанавливает обязательных требований к документальному оформлению результатов проведения процедуры выбора победителя. В отношении публичных Конкурсов п. 1 ст. 1059 ГК РФ говорит только о том, что Организатор Конкурса обязан вынести решение о выплате награды и сообщить его участникам.

Такое решение лучше всего оформить в виде документа и хранить его по окончанию Акции в течение 3-х лет. На тот случай, если будут претензии по итогам Акции, такой документ станет единственным доказательством правомерности выбора победителей.

Обычно оформляют итоги Акции следующим образом. Организатор Акции своим приказом назначает комиссию (в неё входят любые лица, в том числе, сотрудники Организатора). Эти лица обязаны адекватно провести отбор победителей (согласно алгоритму, заложенному в Правила), оформить и подписать документ (акт или протокол). В случае если выбор победителей происходит по объективным показателям (например, Промосайт отбирает каждого N-го участника и присуждает ему приз), также полезно, чтобы комиссия ознакомилась с выбором и зафиксировала его итоги.

Передача обязанностей Организатора

Закон не предъявляет каких-то особых требований к Организатору Акции, это может быть любая компания, более того, ИП и даже физическое лицо.

Обязанности Организатора Акции традиционно лежат на компании, которая задумала проведение Акции, выделяет средства на её проведение.

В то же время, функции Организатора могут быть переданы рекламному агентству, сопровождающему в полной мере Акцию, а также подрядчику, выполняющему одну из функций, связанных с организацией Акции (передача обязанностей Организатора закрепляется в договоре).

Москва, проезд Серебрякова, д. 14, стр. 6, оф. 6308 (БЦ "Сильвер Стоун")

law@rusloterei.ru, WhatsApp 8-925-518-59-43  

© 2007-2019 «Деловой город (юриспруденция)»

Rambler's Top100