УслугиО компанииРегламент работыКлиентыНаша книгаВопрос-ответ
24.06.19

Налогообложение призов в Рекламных акциях

В соответствии с гл. 23 НК РФ любые физические лица, получившие любой доход от источника, расположенного на территории Российской Федерации, обязаны заплатить налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ).

НДФЛ взимается по формуле: доход (налоговая база) х ставка налога = сумма НДФЛ.

В некоторых случаях законодатель устанавливает необлагаемую сумму, в таком случае налоговая база уменьшается на эту сумму и действует такая логика исчисления НДФЛ: (доход – необлагаемая сумма) х ставка налога = сумма НДФЛ.

Под любым доходом подразумевается:

· Денежные средства (ст. 210 НК РФ).

· Вещи, имущество, товар; работы, услуги, полученные Призёром безвозмездно (ст. 211 НК РФ).

· Оплата за Призёра услуг, работ, имущественных прав (ст. 211 НК РФ). Например, если в Акции оплачивается проезд и проживание Призёра до места награждения, это также включается в налоговую базу.

При расчёте налоговой базы стоимость вещевых призов включает НДС, а также должна соответствовать рыночной стоимости (ст. 211 НК РФ).

Днём получения дохода признаётся дата фактической передачи имущества, чаще всего – это дата, указанная в акте приёмки-передачи приза для вещевых призов (ст. 223 НК РФ). Вместо акта призы можно выдать по накладной, общей ведомости (форму документа устанавливает бухгалтерия Организатора). В случае если акт не подписывается, то дату получения дохода следует определять на основании документов почтовой службы, подтверждающих вручение почтового отправления.

Ставка НДФЛ 35%

Ставка НДФЛ 35% установлена в отношении стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг (п. 2 ст. 224 НК РФ). При этом налогооблагаемая база (стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг)) уменьшается на сумму в размере 4000 рублей (абз. 6 п. 28 ст. 217 НК РФ).

Обращаем внимание, что ставка действует именно для Акций, проводимых в целях рекламы товаров, работ, услуг. Как понять, попадает ли Акция под эту категорию в смысле налогового законодательства? Понятие «реклама» в НК РФ не установлено. Соответственно, мы обращаемся за толкованием к Закону о рекламе (п. 1 ст. 11 НК РФ). Понятие рекламы установлено Законом о рекламе (п. 1 ст. 3) и оно предусматривает, что Акция должна быть 1) адресована неопределённому кругу лиц; 2) привлекать внимание к объекту рекламирования. А п. 2 ст. 224 НК РФ добавляет, что 3) объектом рекламирования в такой Акции являются товары, работы, услуги.

Ставка НДФЛ 13%

Во всех иных Акциях, в которых вручаются вещевые или денежные призы, не подходящих под параметры, установленные п. 2 ст. 224 НК РФ, применяется ставка НДФЛ 13%. Это Акции, не связанные с рекламой товаров, работ, услуг.

Так что же это за Акции?

Как указано в Письме Минфина России от 09.08.2010 № 03-04-05/2-441, это Акции, проводимые в целях рекламы изготовителя или продавца товара:

«На доходы в виде стоимости выигрышей, полученных в конкурсах, проводимых в целях рекламы изготовителя или продавца товара, положения п. 2 ст. 224 Кодекса не распространяются. Таким образом, если конкурс научно-инновационных проектов проводится не в целях рекламы товаров, работ и услуг, доходы в виде стоимости выигрышей, полученных победителями такого конкурса, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц по ставке в размере 13 процентов.»[1]

Как указано в Письме ФНС России от 02.03.2006 № 04-1-03/115, любые Акции, не связанные с рекламой товаров, работ, услуг:

«выигрышей и призов, полученных при проведении игр, конкурсов, викторин и розыгрышей, которые не связаны с рекламой товаров, работ, услуг, облагается налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов».

При расчёте НДФЛ налогооблагаемая база (стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей) уменьшается на сумму в размере 4000 рублей (абз. 2 п. 28 ст. 217 НК РФ).

Ставка НДФЛ 30%

Есть один случай, когда не важно, что является объектом рекламирования в Рекламной акции: сам товар или производитель, когда ставка НДФЛ зависит не от вида Рекламной акции, а от статуса Призёра. Это такой случай, когда Приз вручается нерезиденту (лицо, проживающее в России менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, т.е. по факту – иностранным гражданам). В таком случае ставка НДФЛ составит 30% (п. 2 ст. 207 и п. 3 ст. 224 НК РФ).

Налогообложение доходов иностранцев усложнено:

1) В п. 3 ст. 224 НК РФ не предусмотрен необлагаемый лимит в размере 4000 руб. при налогообложении доходов нерезидентов (нет ссылки на п. 28 ст. 217 НК РФ), в связи с чем существует мнение, что такой вычет иностранцам при получении подарков в рекламных конкурсах не предоставляется.

2) У иностранцев отсутствует ИНН, обязательный реквизит справки 2-НДФЛ. В связи с отсутствием такого важного реквизита бухгалтеру придётся более подробно общаться с налоговым органом по вопросу представления таких справок.

Для того чтобы не усложнять Акцию иностранным элементом, Организаторы часто в Правилах ограничивают состав Участников: только граждане РФ. Такое ограничение законом не запрещено.

НДФЛ не взимается (ставка НДФЛ 0%)

Отдельно от других стоят Рекламные акции, проводимые в виде бонусных, накопительных программ. Когда Участник совершает покупки и часть стоимости товара (работы, услуги) учитывается за этим Участником в качестве бонусов (например, учёт с использованием пластиковых карт), которые Участник может использовать для оплаты (а по факту – обмена) на какие-то товары, работы, услуги.

Пример:

1) При продаже ж/д билетов часть стоимости возвращается на карту покупателя, которые он может использовать при расчётах за вновь приобретаемые ж/д билеты.

2) Между компанией и банком заключен договор. По его условиям банк выпускает для своих клиентов банковские карты с логотипом компании. Держатели этих карт (физические лица) являются участниками программы лояльности. При совершении ими покупок с использованием такой карты им начисляются баллы. Количество баллов зависит от стоимости покупки. Банк оплачивает компании начисленные баллы исходя из фиксированной стоимости одного балла. Учет накопленных участниками программы баллов осуществляет компания. При накоплении определенного количества баллов держатель карты имеет право на получение скидки при приобретении услуг компании.

Как указано в Письме Минфина от 19.04.12 г. N 03-04-08/0-78, получаемое Участниками вознаграждение не является безвозмездно полученным (т.е. не является Призами). Соответственно, получаемый Участником в рамках программы доход, является своего рода скидкой и налогообложению не подлежит.

Подробнее:

«Условиями соответствующих маркетинговых программ, реализуемых банками, может быть предусмотрено получение физическими лицами поощрений в виде товаров (работ, услуг), имущественных прав в обмен на бонусные баллы (зачет в оплату полной или частичной стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав бонусных баллов), возврат физическому лицу части затраченных средств на приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав.

При этом данные поощрения предоставляются физическим лицам при соблюдении определенных условий, одним из которых выступает оплата покупок с использованием банковских (платежных) карт (совершение физическим лицом расходных операций по оплате банковских услуг).

Учитывая, что получаемое вознаграждение не является безвозмездно полученным, предоставление физическим лицам товаров (работ, услуг), имущественных прав, стоимость которых полностью или частично оплачена бонусными баллами, возврат физическому лицу части средств от суммы произведенных операций с использованием банковских (платежных) карт можно рассматривать как скидку, предоставляемую физическим лицам со стоимости услуг банка, которая не приводит к возникновению объекта налогообложения налогом на доходы физических лиц.

Таким образом, при получении товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом скидок, эквивалентных сумме бонусных баллов, дохода, подлежащего налогообложению, у физического лица не возникает.

Начисляемые за пользование услугами банка бонусные баллы, равные определенному денежному вознаграждению, которые могут быть зачтены в оплату полной или частичной стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, предоставляемых иными организациями - участниками бонусной программы, можно рассматривать как авансовую оплату физическим лицом стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав.

В указанных случаях дохода, подлежащего налогообложению, у физического лица также не возникает.

Необходимо отметить, что условия начисления и списания бонусов, возврата физическому лицу части израсходованных средств должны иметь характер публичной оферты - размещены на сайте банка и в иных доступных источниках, предусматривать общие условия предоставления вознаграждений, распространяющихся на всех клиентов банка.»

Указанное письмо размещено на официальном сайте ФНС России в рубрике «Разъяснения, обязательные к применению налоговыми органами».

Правовая природа разъяснений (писем) Минфина

Налоговый кодекс (п.п. 3 п. 1 ст. 111) прямо указывает, что если налогоплательщик (налоговый агент) действует в соответствии с письменными разъяснениями о порядке исчисления, уплаты налога (сбора), данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти, это освобождает его от ответственности. Соответственно, Организатор может применять рассмотренные разъяснения в своей деятельности и рассчитывать НДФЛ по ставке 13% и 0%.

В то же время, на практике часто случается так, что мнение Минфина по одному и тому же вопросу со временем меняется либо мнение Минфина противоречит мнению Федеральной налоговой службы, либо есть разъяснительные письма Минфина, а налоговый инспектор, проводящий проверку, имеет своё, отличное от Минфина мнение, и признаёт действия налогоплательщика неправомерными.

Поэтому, применение ставок НДФЛ меньших, чем 35%, можно признать случаем, когда требуется быть крайне внимательным и получать персональные разъяснения по вопросам налогообложения от того налогового органа, в котором он стоит на учёте. Для это следует подать мотивированный запрос в ИФНС и получить ответ (госорганы обязаны отвечать на все запросы в течение 30-ти календарных дней).

Кто платит НДФЛ

В России действует общее положение – каждый налогоплательщик обязан сам платить свои налоги (п. 1 ст. 45 НК). Согласно п. 9 ст. 226 НК РФ уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. При заключении договоров (а правила по сути являются текстом договора, заключаемого между организатором и участником) запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.

Таким образом, обязанность уплатить налог лежит на самом налогоплательщике, т.е. на Призёре. Другое дело, что государство, с целью облегчить положение граждан, обязывает компании (Организатора), сумму НДФЛ рассчитать (исчислить) и сообщить гражданину, какую сумму и в какой срок он обязан уплатить. А если Приз денежный, то Организатор ещё и обязан помочь Призёру заплатить налог, для чего он удерживает необходимую сумму и перечисляет в бюджет. Все эти действия выполняются Организатором в рамках обязанностей налогового агента.

Что же делать, если Организатор хочет так вручить Приз, чтобы у Призёра не было проблем с налогами, при условии, что закон запрещает оплачивать компаниям НДФЛ за своих Призёров? В таком случае Организатор может в рамках Акции установить дополнительный денежный приз, который компенсирует Призёру сумму НДФЛ. При расчёте суммы денежного Приза необходимо помнить, что он также включается в налогооблагаемую базу и от него также необходимо рассчитать НДФЛ. Таким образом, затраты на призовой фонд Организатора значительно возрастают.

Чтобы рассчитать затраты на дополнительный денежный приз, можно использовать следующие формулы:

· Для ставки НДФЛ 35%: налог = (стоимость вещевого приза – 4000) х 7/13

· Для ставки НДФЛ 13%: налог = (стоимость вещевого приза – 4000) х 13/87

· Для ставки НДФЛ 30% (без учёта вычета 4000 руб.): налог = стоимость вещевого приза х 3/7

Если Организатор принял решение компенсировать Призёру НДФЛ, то необходимо учитывать, что по закону более 50% подлежащих выплате денег нельзя удержать в счет НДФЛ (п. 4 ст. 226 НК). Поэтому в акте приёмки-получения Приза лучше заручиться письменным согласием Призёра, что он не возражает направить всю причитающуюся ему денежную часть приза на уплату НДФЛ.



[1] Источник: https://www.eg-online.ru/document/regulatory/219445/

Москва, проезд Серебрякова, д. 14, стр. 6, оф. 6308 (БЦ "Сильвер Стоун")

law@rusloterei.ru, WhatsApp 8-925-518-59-43  

© 2007-2019 «Деловой город (юриспруденция)»

Rambler's Top100